О школе будущего. Обращение к учителям

Данная статья была прислана подписчиком нашего сайта как отклик
на статью «Бизнес школа в джунглях».

Дорогие друзья!

У профессии учителя есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур — Учитель и Ученик — сопровождает нас во всех эпохах: учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.
Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно «нелепым», «старомодным», «неэффективным».

Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.

1. Приход Эпохи Интернета.
Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?
Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.
Что такое, скажем, учебник географии?
Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.

Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей Планеты — горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.
…Открываем интернет… Слово «Эверест» упоминается 242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток.
Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.
Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.
А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?
Два года!
А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?

Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым избавить нас от двухлетней работы?
Возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи?Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи… это… ( Так география переходит в… философию)

2. Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.

3. Ужасающее воздействие телевидения по причинам:
а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.
б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги.

4. Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.

5. Изменение менталитета ученика.
Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).

6. Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).

7. Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.

8. В результате невиданного уничтожения, которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для духовного баланса.

9. Превращение всех духовных, творческих, элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс — медийные шоу.

10. Полная подмена духовных ценностей материальными.

11. На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.

12. Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.

13. Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.

14. Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.
Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.

Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.

После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:

1. Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.
2. Уйти в бизнес.
3. Обратиться к государству с просьбой — выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.
4. Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.

Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.

В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного из самых неблагополучных районов города.

Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.

Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму…
Глобенко Игорь, 15 лет

Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор
Олеся Ганжа, 13 лет

Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти…
Останусь на месте
Грачёва Женя, 16 лет

Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир…
Фролова Саша, 13 лет

Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт
Галкова Юля, 12 лет

Жизнь лишь сон
А смерть — пробуждение
Для этого мы и живём…
Бычков Андрей, 16 лет

Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился…
Овчинников Артём, 16 лет

Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
Попов Никита, 17лет

Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю.
Трудно…
Шанкин Д, 15 лет

Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.
Матвеев Дмитрий, 15 лет.

Каждый человек рождён,
чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
Надя Костякова, 14 лет

Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.
Титова Ксюша, 13 лет

Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса).
Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства).

Я не буду описывать здесь эти встречи, перечислю лишь принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.

1. Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели

4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим.

Я называю эти принципы ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после первой же попытки.Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически стопроцентным.

В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в возрасте от 12 до 17 лет.Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности.

У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в искусство.

Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.
С уважением. Михаил Казиник.

Комментарии (4)

  1. egorka58 says:

    Я считаю, что сейчас для учителя любого предмета в школе важно сохранить в себе в первую очередь личность. Он должен быть самим с собой в общении с учениками, чтобы понять потом самих учеников. Учитель должен взять за основу старые методы преподавания, изучить новые и создать свой эффективный новый и интересный метод обучения. Конечно, для такого результата надо много работать, но всё же я думаю, такой метод будет полезным для учеников

  2. Даринэ says:

    Считаю, что статья устарела. Все учителя давно перешли на образование с помощью интернета. Они прекрасно знают, как достучатся до детей, где на что надавить. У них огромный опыт, который не сломать интернетом или ещё чем-либо. Глупо думать, что раньше у учителя не было задачи заинтересовать ученика. Роль учителя осталась той же, только способы подачи информации изменились.
    Если мы берём географию, то наша учительница открывает на интерактивной доске фотографии Эвереста. Иногда мы смотрим фильмы о природе Сибири. На истории нам показывают ролики (мультипликационные) о другом представлении о истории, ищем материал, которого нет в учебнике. Разве это мешает учиться?
    Всегда были разные учителя (и разные ученики). Одни не могли никогда (даже в античности) заинтересовать учеников, а были такие, которым смотрели в рот. Для настоящего учителя (как и для ученика) интернет станет помощником, а не врагом.

© Дзябяк, 2017. Яндекс.Метрика

Просмотров: 87