Дисциплина

Дисциплина — наука о потерянном времени. С учетом того, как современный человек распоряжается своим временем, нужно, скорее, говорить не о дисциплине, а о дисциплинарном воздействии.

Дисциплина — это не то, что задано к усвоению, а само освоение, поэтому она определяется:

— параметрами, при которых данное усвоение возможно;

— условиями, регламентирующими инструменты, которые познаются по законам той или иной дисциплины;

— задачами, которые следует усвоить;

— поведением, которое реализует умение, исходящее из дисциплины.

Т.е. что бы мы ни говорили о дисциплине, на выходе должно быть умение. А дальше уже в зависимости от того, где и как это умение применяется, можно говорить о качестве реализации и самой дисциплины.

При этом всё это не следует путать с дисциплинарным воздействием, применяемым, к примеру, в армии или «на зоне». Конечно, подобное воздействие может привести к освоению той или иной дисциплины, но ментальность и осознанность при этом будут разниться. И основной отличительной чертой здесь становится разница между волевым усилием и ментальным.

Волевое усилие опирается на правополушарное развитие, ментальное — на левополушарное.

Дисциплина — это формула, регламентирующая то пропорциональное отношение волевого и ментального, которое выводит человека на определённый, контролируемый им формат существования. Это своеобразный пропуск в жизнь. Если этого нет, то мы можем говорить лишь о результатах дисциплинарного воздействия. Типа, хороший солдат или плохой солдат, но солдат.

Часто под дисциплиной понимается один вопрос — поведенческий, или предметный. И это, помимо прочего, задаёт ненужные (неосознанные) форматы поведения. К тому же, если дисциплина не совместима с законами, по которым человек живёт, скажем, в социуме (например, порука или воровская дисциплина), то она может еще и привести к конфликту, что бывает с солдатами, вернувшимися из армии, но не сумевшими встроиться в иной жизненный ритм.

Сегодня получается, что под понятием дисциплины понимается все, что угодно, но только не сама дисциплина. Нужно понимать, что дисциплина — это в первую очередь направленное и регулируемое человеком действие. Она может соотноситься как с внешними условиями и задачами, так и с внутренними. Первое требует подчинения внешнему, как в армии, второе — внутреннему, или силе сознания. «Сказал сделал» — это дисциплинарное послушание. Оно, безусловно, важно на этапе строительства дисциплины, но со временем должно привести к форме «сказал – подумал – сделал».

И здесь заложена большая разница, исходящая из того, что если дисциплина не учит думать, то человек, даже находясь в ее законах, будет зависеть от врождённых навыков, а не от приобретённых. И если в дисциплине не познаётся ментальность, то нет и усиления в сосредоточенности. А так как именно сосредоточенность предопределяет развитие ментальности, то можно говорить о том, что дисциплина не реализовала главное умение — держать мишень.

Конечно, внешние условия, заставляющие человека ограничиваться какими-то правилами (а в этом заключается смысл внешне управляемой дисциплины), требуют определенной изоляции. Это хорошо, когда общество живёт по законам, но если нет, то это порабощение сознания, которое ограничивается только внешними задачами, и в эту категорию довольно быстро попадают люди с ограниченной ментальностью, которыми легко управлять. В этом случае понятие дисциплины легко меняется на дисциплинарное воздействие. Здесь наращивается ресурс подчинения, что соизмеримо с отклонением тех, кто находится вне правового дисциплинарного поля.

Т.е. здесь мы приходим к основному выхлопу в плане того, что дает дисциплина — к поведению. Именно с этой позиции нужно в первую очередь понимать, что такое дисциплина. Ведь что, по сути, даёт это качество? Набор гейсов (действий). А если они не те?

Получается, что вопрос о дисциплине — это вопрос о времени и вопрос во времени. Т.е. дисциплина — это ограничение одного и простраивание другого. Именно простраивание и есть задача дисциплины. Мы не можем развиваться и совершенствоваться в чем-либо, если в нас не наличествует дисциплина, так как развитие требует тренировки и постоянства.

Здесь мы приходим к тому важному, что должна давать дисциплина: это способность быть мобилизованным, т.е., по сути, находиться в тонусе. И это уже на уровне чувства, так как кумулятивный эффект и переживания человека действия сильно отличают его от человека бездействия или просто ленивого человека.

Комментарии (2)

  1. egorka58 says:

    Если правильно поставил цель и контролируешь своё поведение, как понять, правильно ли ты поступаешь? Верна ли твоя «мишень»?

    • Глеб Черный says:

      Сначала нужно научиться ставить задачи, чтобы здесь и сейчас. Прежде чем стрелять из лука, надо научиться его натягивать.

© Дзябяк, 2017. Яндекс.Метрика

Просмотров: 55